Главная     О нас     Психоанализ и консультирование     Тренинги    Интересные статьи    Как нас найти

 

Статьи, опубликованные в газетах России и Израиля

  серия: ТВОЙ ПОРТРЕТ, КРАСКАМИ ПОДСОЗНАНИЯ

 

МОИ МОНСТРЫ - МАМА И ПАПА

 часть 1

из письма в редакцию:

 ..."В далёком детстве меня потряс один эпизод. В нашей семье было пять человек: отец, мачеха, сестрёнка, братишка и я. Моему братишке в ту пору было пять лет. Не знаю - в чём он провинился, но только мачеха заставляла его в чём-то сознаться. Эта сцена до сих пор стоит у меня перед глазами: стоит мой любимый братик у стены, в испуганных глазёнках - слёзы, а его родная мать держит его руками за шею и со злостью повторяет: "Удушу! Я тебя родила, я тебя и удушу! И скажу - так и было! Мой ребёнок - что хочу, то и делаю!"

А его родной отец нагнулся - и смотрит на него. У отца в глазах - такая холодная злоба...

Когда родители издевались над нами, мне и сестрёнке было не настолько плохо: мы могли потом где-нибудь на улице или оставшись вдвоём, пожалеть друг друга или посмеяться вдоволь. Но после этой сцены у меня создалось впечатление, что они совсем не любят и своего родного сына. А особенно меня поразил отец. С мачехи - спрос маленький... Очень нечеловеческая злоба светилась в его глазах...

После того случая я ждала от этих родителей чего угодно..."

                                                                           Алина

 

Часто к нам на приём родители приводят своих детей с жалобами на плохое поведение: "Я всё время ругаю, а иногда и луплю своего ребёнка, а он от этого не становится лучше!"

Недаром в США создали общенациональную разветвлённую  организацию "Анонимные родители". Сюда обращаются те, кто не в состоянии справиться ни со своми детьми, ни со своими нервами... Чтобы предотвратить несчастье, спецы выезжают на дом, как скорая помощь. Есть случаи, способствующие тому: например, смерть пятилетнего мальчика, утопленного матерью в ванной.

11-летняя девочка почти всё детство провела в тёмной комнате, когда её запирали за самую невинную шалость. 10-летний Дима утратил речь и зрение из-за зверских побоев, которым подвергали его собственные родители. На спине мальчика сигаретой выжжены слова: "Не смей плакать!"

Примеры садизма родителей не исчерпываются американскими статистами. И у нас есть куда более изощрённые методы инвалидации детей. Недаром на мировых экранах стал появляться ребёнок-садист. А у воспитателей и учителей появляются симптомы окопной изнурённости, как у солдат во время обстрела. 

Побеги из дому, наркотики, проституция - это протест повзрослевших, но психически неокрепших детей.

 ..."На занятии вы просили меня вспомнить детство. Мне казалось, что я ничего не смогу вспомнить. А потом... Потом пошло. Быстрее и быстрее. И казалось, что конца не будет...

Их было у мамы трое. Первый оказался горьким пьяницей. В один из дней он пришёл трезвым, а я была совсем крошкой. Он мне страшно понравился, и я сказала ему, засыпая у него на руках, что буду называть его папой, если он всегда будет таким. Но прошли дни, и он пришёл опять пьяным. Мама его не пускала, а он слёзно вопил, вспоминая, что я называла его папой...

Второй. Второй не стеснялся ходить при мне голым, когда дома никого, кроме меня не было. Как-то он купался в ванной и позвал меня. Я зашла в ванную. Он протянул мне намыленную мочалку и предложил его подмыть... Я уже что-то понимала. Надулась, опустила глаза, сжалась, как встревоженный воробей. И ему ничего не оставалось, как выпустить меня из ванной комнаты.

Третий. Я уже была подростком. Под новый год, когда мы были одни, мы ставили и наряжали ёлку, он обхватил меня сзади руками и стал тискать груди. Я испугалась, деревянной стала. Он отпустил. Никому никогда я об этом не рассказывала. Я стала агрессивной, дерзкой с мужчинами, тайно боялась и ненавидела их..."

Часто в человеке с детства растёт конфликт, несогласие, протест против родителей или опекунов. Но страх или пресловутый комплекс вины мешает этому человеку высказать своё недовольство.

ТРОЦПЕРИОДОМ называют формирование личности от трёх до девяти лет. В этом возрасте нельзя давить на ребёнка, вернее - нельзя превышать степень давления. Можно сломать личность. Протест против деспотичного родителя формируется у каждого ребёнка на свой лад.

 Существует по меньшей мере 5 видов такого протеста.

 1. "ВОЛК" - агрессивная реакция. Родитель превышает давление. Опасность - из таких детей чаще всего вырастают психопаты, аффективно-неустойчивые, возбудимые... Иногда - преступники. Если повезёт - бунтари, революционеры... как минимум.

2. "ТЮЛЕНЬ" - на любое давление отвечают согласием. Комформисты. В итоге могут окончательно обезличиться. Слабый тип нервной деятельности. В будущем - психостеники, невротики, постоянно испытывающие чувство малоценности. Заикание - подсказка. Боятся что-то решать, что-то сравнивать.

3. "ОБЕЗЬЯНА" - под семейным прессом - впадают в младенчество. (Сюсюкают, сосут палец и т.д.) Потенциальные истерики. Эмоциональная жизнь неустойчива, чувства поверхностны. Завистливость, злопамятность, мстительность. Создают атмосферу скандалов, сплетен, дрязг... Не выносят равнодушия и пренебрежения, предпочитают ненависть. Суждения непоследовательны. Вместо логики - беспочвенные фантазии. Своих ошибок не признают. Демонстративно хвалят то, что неприятно многим.

4. "ГРИФ": в крайности - это дети, склонные к аутизму. На ребёнка давят, что-то постоянно требуют, а он всё глубже уходит в себя... В будущем - это человек, отягощённый множественными обвинениями, самоед. В поисках спасения от невыносимой душевной боли может внезапно перейти в наступление, озлобиться. (Из таких затравленных школьников вырастают неудачливые жёны, мужья, а чаще всего - вечные холостяки...) Заёмная злоба помогает им только на время. Если заряд агрессивности очень мощен, а выходы её вовне перекрыты воспитанием, образуется внутренний конфликт: агрессивность направляется на себя и гасит смысл жизни. Яркий вариант шизоидной личности. Хорошо, если эта личность творческая. А если нет?..

5. "КОШКА" - комформизм, но внешний. На самом деле - двойственность - эти детки не шалят на глазах у взрослых или у начальства. Но стоит старшим отвернуться... Страдает ухо младшего брата. Приспособленцы по жизни. (Сильный тип нервной деятельности).

Ну так... Хоть в одном вы узнали себя?

                 

(часть 2)

 "Как распознать начало психических отклонений у ребёнка? Мой мальчик всегда был нормальным... И только уже здесь, когда мы приехали в Израиль... В 16 лет он пару раз повздорил с одноклассниками из техниона... Всё - больше он не ходил в школу, а потом и на улицу перестал выходить...

Я не хочу верить, что мой мальчик неизлечимо болен...

Посмотрите его рисунки, пожалуйста, может быть, что-то прояснится... А что до нас - я всегда сильно переживала за него, даже больше, чем за дочь, а отец... Лучше я об их отношениях говорить не буду... Он ничего не позволял сыну, а я... я позволяла ему всё...

    Ясные глаза спасителя, неловкая поза кучера, голос девочки - вот он двухметровый двадцатилетний мальчик, чьё сознание сбежало ТУДА - обратно в детство (?)... Где не достанут... Ушёл и не вернулся. А мать стенает и зовёт, водя за ручку к бабкам, гадалкам и психиатрам...

Он уже не знает, что она - его мать. Треплет её за щёчку, называет милашкой. Он очень красив и - как-то врождённо благороден - этот мальчик. Музыка заставляет его рыдать и рвать свои рисунки... Но иногда он опять начинает писать свои странные письма Богу и терпеливо ждать, что его когда-нибудь заберут обратно - ДОМОЙ. 

Куда-то очень далеко от земли...

И это началось не в шестнадцать... В шестнадцать был лишь толчок.

В троцпериод (от трёх до девяти лет) формируется личность. Родителям опасно впадать в крайности: при потакании ребёнку возникает диспропорция между уровнем притязания и внутренними ресурсами - источник истинной неврастении. Неустойчивая больная самооценка. Впадение то в одну, то в другую крайность.

В то же время нельзя превышать степень давления - можно усугубить чувство неполноценности.

Как развивается истерия: детский аффект выпадает в осадок. Ранняя психическая травма вытесняется в подсознание и спустя некоторое время даёт о себе знать.

Например, женщина в детстве избиваемая отчимом, агрессивна к мужчинам. А недолюбленная матерью девочка, всю жизнь, чаще всего (а особенно после смерти матери), пытается быть ПРАВИЛЬНОЙ и ХОРОШЕЙ.

 На сеансе ребёфинга в Психологическом Театре - женщина средних лет рыдает и кричит детским, до невозможности отчаянным голосом: "Мамочка! Вернись! Мне плохо без тебя, мамочка!.."

 Мать в очередно раз была резка с дочерью. Хлопнула дверью, резко вышла из дому. Дочка побежала за ней... То, что случилось дальше - невозможно описать: на глазах девушки - мать переехал поезд!

         "Мамочка! Вернись! Пожалуйста! Вернись ко мне!" - зовёт она в состоянии транса, а выйдя из него, опять и опять осознаёт, что была непонимаема и одинока ТОГДА, когда мама ещё могла накричать, обидеться и упрекнуть... Но!.. Вернись! Кричи, унижай, наказывай, но только не оставляй!

         Сломанная жизнь, сломанная собственным чувством вины и одиночества.

Что может быть сложнее и обиднее недовыясненных отношений между матерью и ребёнком? Да. Именно - ребёнком - сорокапятилетним... Невосполнимо...

Мать и младенец имеют общее биополе: любое отклонение в организме ребёнка чувствует мать. У десятилетнего мальчика энурез. Энурез у мальчика, а помочь ему удалось только сняв тревожность с  его матери (!)

Отчуждение. Мы - родители и дети - забываем, что именно оно часто является причиной многих болезней и бед.

Наш цивилизованный уклад жизни усугубляет процесс отчуждения: ребёнок с самого младенчества попадает на конвейер: ясли-детсад-школа... Тем не менее - по последним данным психологических исследований - детей до пяти лет нельзя отрывать от матери. Потому что именно в раннем детстве ребёнок нуждается в психологическом заслоне от чуждой ему среды. В африканских племенах система воспитания - куда гуманней нашей. Ребёнок находится при матери, пока в этом есть нужда. В этот период он прекрасно адаптируется и перенимает формы социального поведения. Ребёнок же в цивилизованном обществе растёт закомплексованным, невротическим созданием: неокрепшая психика его плодит опасения и страхи, которые потом у сильных личностей вытесняются в сновидения и предмет искусства, а у детей со слабым типом нервной системы - формируются в паталогические черты характера. Недаром уже в первых классах учителя сетуют, что детсадовские дети - дети более трудные, чем домашние (и это не аргумент против детских учереждений, а свидетельство их несовершенной организации).

       Ребёнок не ощущает и школу как часть своей целостной жизнедеятельности. Он вынужден отдыхать от школы, словно снимать школьную форму. Система воспитания, основанная на аскетическом подходе к ребёнку, себя не оправдала. За стеной разрывается от крика младенец. Мать, воспитывая (!), долго не подходит к нему... 

Воспитывая - ЧТО?!

Известно, что в домах малюток отчуждённые от рождения, не получающие общения с телом матери, дети, как правило, растут с аномалиями. В опытах с обезьянами - из двух разлученных с матерью детёнышей, более живой и эмоциональной вырастет та, которой разрешалось прижиматься к мягкой игрушке. Та же, которая вынуждена была проводить детство в обществе "Железной мамы", осталась закомплексованной, необщительной. Недаром, наибольший процент шизоидных детей отмечается в семьях с холодной авторитарной мамой.

О том, какие барьеры накапливаются в детстве, могут поведать ранние рисунки. Бюлер считает, что ребёнок рисует суждения. Маленький художник - более символист, чем натуралист. Чаще всего - именно рисунок может подсказать слепоглухим родителям - каким недугом страдает малыш. Увидеть болезнь в её истоке - наполовину избавиться от неё.

Вглядевшись в детскую мазню, можно заметить такую закономерность - при психическом заболевании рисунок, как и почерк, меняется.

        При возбуждении и депрессиях в рисунке преобладают геометрические формы без живых существ. Отсутствие композиции является признаком умственной отсталости. Ребёнок-шизофреник в рисунке стремится оформить своё внутреннее состояние. Первый признак - разрозренность частей в отличие от чувственно-эпилептоидного типа. Незавершённость. Отсутствие композиции.

В творчестве здоровых детей обращает на себя внимание - сочная цветовая гамма с различным колоритом и оттенками (солнце-радость-жизнь).  .

У больных - особая тематика: планы железных дорог, схемы городов, пути на Марс, вымершие животные, нервные окончания, микробы. Порой - символические путанные линии под названием, например, "Декабрь". Чаще всего преобладает агрессивность.  Раскладка хаотичная, многоцветная - с преобладанием чёрного и коричневого цветов. Деформация, уродство и диспропорции...

 Тематика рисунков - на протяжении многих лет - однообразна. 

Выплеснув свои аффекты на бумагу, дети частично изживают их. Как говорят психологи: пока ты не отрисуешь тысячу своих "Баб-ёжек" - не вылечишься от невроза...

      Шизоидный ребёнок склонен генерализировать страх: боязнь отца проецируется на боязнь огня, кошки, бородатого мужчины... Бога... Этим объясняется страсть детей к агрессивным персонажам, тематике загробного мира. Признаком сильного страха является густая штриховка и символические геометрические фигуры.

В депрессивном состоянии - нажим карандаша слабый. Едва касающийся бумаги. 

При анализе игр, рисунков, спонтанного разговора, а также из сновидений, можно узнать о той неожиданно большой роли, которую играют при развитии человека впечатления и переживания детских лет.

           Психические отклонения можно заметить и в игровой деятельности. Родители детей, страдающих аутизмом, обычно имеют высокий интеллектуальный потенциал, очень холодны в обращении с родными, не умеют создать тёплую атмосферу и - тем самым способствуют отчуждению. Мать шизоидного ребёнка - это прежде всего - либо холодная и отстранённая, либо наоборот - чрезмерно опекающая, повышенно тревожная мать, подавляющая ребёнка.

             Компенсационные механизмы - механизмы защиты работают чётко. Для духовного удовлетворения человек всегда пытается искусственно поднять свою самооценку (хвастовство, бравада... мания величия... психоз).

Психическая болезнь - как спасение...

В семье, где мать и отец ненавидят друг друга, не остаются здоровыми даже здоровые, генетически здоровые дети...

    "Господи! Помоги мне!.. Господи! Помоги мне!.. Господи! Помоги мне!.. Господи! Помоги мне!.." - сто девяносто девять раз написано в тетрадке. Когда он написал эти письма?

    Когда ещё что-то можно было изменить... 

 

 Использование материалов только с согласия автора. Все права защищены.

Хотите попробовать себя в книготорговле? Книжная торговля. Секреты ремесла: Управление

Главная     О нас     Психоанализ и консультирование     Тренинги    Интересные статьи    Как нас найти

 2001-2015